Европейский календарь
Истоки европейского календаря идут из римского республиканского календаря. На его основе появился юлианский календарь и в последствии современный григорианский. Юлианский же календарь кроме римской традиции был основан на достижениях египетско-греческой астрономии и египетском календаре. Именно его можно считать прародителем современного календаря. Схематически эта генеалогия представлена в таблице:
Календарь
|
Тип |
Начало использования
|
Эры
|
---|---|---|---|
Египетский лунный | ![]() |
-4236
|
По годам правления фараонов |
Египетский солнечный | ![]() |
-1700 — 1500 |
|
Греческий |
![]() ![]() |
1 тыс. до н.э. |
От первых Олимпийских игр |
Римский республиканский |
![]() ![]() |
-753 |
От основания Рима |
Птолемея Эвергета | ![]() |
-238 |
|
Юлианский |
![]() |
-45 |
|
Ранне-Христианские календари (Коптский, Римский, Византийский и д.р.) |
![]() |
2 — 3 век |
Разные, часто от сотворения мира. Коптский календарь использует эру Диоклетиана (284) |
Дионисия Малого (вечный лунно-солнечный церковный календарь) | ![]() |
525 | От рождества Христова |
Григорианский | ![]() |
1582 |
Эры указаны достаточно условно, более подробно смотрите в соответствующих разделах.
Египетский календарьСогласно известному египтологу Бристед (J. H. Breasted), наиболее ранняя дата египетского календаря относится к 4236 до н.э. Сначала календарь был лунный. Как можно проследить во многих культурах, этот архаичный календарь надолго сохранился параллельно с более поздним солнечным и использовался в религиозных целях.
Египтяне начали использовать солнечный календарь возможно с эпохи правления династии Гиксосов 1700 — 1500 до н.э.
Жизнь Египта была основана на земледелии в нижнем течении Нила и привязана к его сезонным циклам. Цикл разбивался на три периода: наводнения, русла (сезон посева) и обмеления (сезон сбора урожая).
Египтяне обнаружили, что гелиакический восход звезды Сириус предшествует несколькими днями ежегодный разлив Нила. (Гелиакический восход — это первый восход звезды, видимый в предрассветный момент после ее схождения с солнцем. Строго говоря, гелиакический восход определяет длину не тропического года, а сидерического, однако для египтян это различие было не существенно.) Египтяне считали, что разлив Нила вызван именно появлением Сириуса на небе.
Небезынтересно отметить, что Сириус — тройная и самая яркая звезда неба. В Древнем Египте Сириус имел два именования: Сотис ("Лучезарная" или "Блистательная") и Анубис ("Звезда Пса"). Последнее перешло затем к древним римлянам. Они называли Сириус " Stella canicula" или просто "Canicula". Дни в августе, когда появлялся Сириус, были самыми жаркими и в сенате объявляли перерыв — “каникулы” (дословно — собачьи дни).
Год длился 365 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый. В конце года были дополнительные 5 дней — праздники в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды (сравните с календарем французской революции).
Как уже было отмечено, месяцы были сгруппированы по четыре, образуя сезоны. Египтяне не использовали високосных дней, поэтому за период в 1460 лет новый год проходил все сезоны. Для египтян это выглядело, как если бы восход Сириуса смещался по календарю на день каждые 4 года. Этот период так и назывался — цикл Сотиса (или Великий год Сотиса). Возвращение звезды отмечалось праздником в честь Вечности.
7 марта 238 г. до н.э. фараон Птолемей III Евергет (Ptolemeus Euergetes) пытался реформировать египетский календарь. Об этом свидетельствует "Канопский Декрет" (The Canopus decree) — монолит c билингвой на греческом и египетском языках о введении нового календаря. Чтобы устранить сдвиг дат, Птолемей впервые ввел понятие високосного года. В високосный день повелевалось праздновать богов — покровителей семейства Птолемеев. Это нововведение не прижилось. Только после победы Октавиана Августа над Антонием и Клеопатрой и окончательного присоединения Египта к Риму (примерно с 26 г. до н.э.), начал приниматься новый календарь, сходный с юлианским. Старый же календарь использовался параллельно еще на протяжении нескольких веков.
Поздний египетский календарь очень похож на юлианский за исключением того, что дополнительный день приходится на 29 августа юлианского стиля (т.е. на конец египетского года). Начало года по египетскому календарю — первый день месяца тота — соответствует 29 августа (длительность года в обоих календарях одинаковая — 365.25 суток).
Египтяне не имели постоянной эры. Они вели счет лет от времени вступления на престол очередного фараона. Но начало года по всем этим эрам неизменно начиналось с 1 тота (29 августа), предшествовавшего вступлению на престол.
Дни месяца и месяцы обозначались номерами. Дата записывалась примерно так:
Год 1, месяц 2 сезона разлива, день 5 правления фараона такого-то. Правда, как указано в [3] произнесение имени фараона было под запретом.
Названия египетских месяцев использовались в религиозных и астрономических целях (в скобках современные названия в коптском календаре):
1. Thoth | Тот | 7. Phamenoth | Фаменос (Барамхат) |
2. Phaophi | Фаофи (Бабэ) | 8. Pharmuthi | Фармуси (Бармуда) |
3. Athyr | Азир (Хатур) | 9. Pachons | Пахон (Башнас) |
4. Choiak | Хояк (Кихак) | 10. Payni | Паини (Бауна) |
5. Tybi | Тиби (Тубэ) | 11. Epiphi | Эпифи (Абиб) |
6. Mechir | Мехир (Амшир) | 12. Mesore | Мезори (Мисра) |
Epagomenai Эпагоменай (Наси) (дополнительные 5 дней)
Древнегреческий календарьЭто был лунно-солнечный календарь с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris) — 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря.
Начало года приходилось на середину лета.
Афинские месяцы:
1.Hecatombaion | 7. Gamelion |
2.Metageitnion | 8. Anthesterion |
3.Boedromion | 9. Elaphebolion |
4.Pyanopsion | 10. Mounychion |
5.Maimacterion | 11. Thargelion |
6.Poseideion | 12. Scirophorion |
Древнегреческое летоисчисление
Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем (около 352 — 256 гг. до н. э.) и математиком Эратосфеном (около 276 — около 196 гг. до н. э., Эратосфен считается отцом хронологии, ему принадлежит идея единой системы отсчета лет) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их “otium graecum” (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.
Греческая и египетская астрономияНеобходимо отметить следующий факт, который, безусловно, повлиял на развитие европейского календаря. В эпоху Александра Македонского и Селевкидов Египет становится частью греческого мира. В Египте основывается Александрия, которая становится величайшим центром древней науки и астрономии. Именно греческие александрийские астрономы разработали юлианский календарь. В Александрии проводились расчеты первых пасхалий христианского календаря, здесь работал Птолемей Клавдий (2 век н.э.), написавший “Альмагест”, выдающееся произведение, повлиявшее на становление всей современной астрономии.
Несмотря на знание астрономии, греки долгое время пользовались своим несовершенным календарем, причем календари различались в разных частях греческого мира.
Римский республиканский календарьПервоначальный римский (республиканский) календарь был лунно-солнечный и очень неточный.
Летоисчисление по римскому календарюИсторики Средневековья вплоть до конца XVII века широко пользовались эрой " ab urbe condita" — "от основания Города", то есть Рима, хотя в самой империи она не была столь популярной из-за споров о возрасте столицы. Выдвигалось около десяти различных дат основания Рима. Римский историк Марк Теренций Варрон (116 — 27 гг. до н.э.) ввёл и популяризовал следующую: третий год 6-й олимпиады (21 апреля 753 года до н.э.)
В Римской республике, а затем империи счёт лет осуществлялся по консулам. Историки располагают списками консулов за 1050 лет, начиная от основателей республики. Первыми консулами стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин в 509 году до н.э. В 537 н.э. году император Юстиниан I (482 — 565 гг.) ввёл летосчисление по годам правления императоров, которые с 534 года сосредоточили консульские должности в своих руках. Последний консул Флавий Василий Меньший избирался в 541 году. Поэтому в империи некоторое время счёт лет вёлся так: 1-й, 2-й и т. д. год post consulatum Basilii — "после консульства Василия". Император Лев Философ (886 — 912 гг.) издал указ, окончательно запретивший использовать исчисление времени по консулам.
Счет дней месяца в римском календареРимляне не считали числа месяцев как это принято сейчас. У них были три фиксированные точки в месяце. Календы (Kalendae или Calendae) — начало месяца, приходились на новолуние. Иды (Idus) — середина месяца, начинались 13 января, февраля, япреля, июня, августа, сентября, ноября и декабря, или 15 марта, мая, июля и октября. Ноны (Nonae) — первая четверть луны, были на 9 день перед идами (считая иды первым днем).
Дни между календами и нонами назывались: "четвертый день перед нонами", "третий день перед нонами" и "второй день перед нонами" (первый день перед нонами — это сами ноны, римляне всегда пользовались включительной нумерацией).
Аналогично, дни между нонами и идами называли "N-ый день перед идами". Дни после ид назывались "N-ый день перед календами" (следующего месяца).
История римского республиканского календаряПервоначально, год начинался 1 марта и состоял только из 304 дней или 10 месяцев (Martius, Aprilis, Maius, Junius, Quintilis, Sextilis, September, October, November, December). После этих 304 дней шел безымянный и ненумеруемый зимний период. В первое весеннее новолуние оглашалось начало года. Когда наступит новый год и придет календарный счет дням, знали только жрецы-понтифики (pontificies) они ведали государственными и религиозными обрядами, составлением календаря и пр. Число их менялось от 3 до 15 в разное время. Главную роль играл великий понтифик (Pontifex Maximus).
Римский царь Нума Помпилий (Numa Pompilius 715-673 до н.э.) ввел февраль и январь между декабрем и мартом, увеличив длину года до 354 или 355 дней. В 450 до н.э. февраль был перенесен на его настоящую позицию между январем и мартом (?).
Чтобы скомпенсировать недостаток дней в году, был введен дополнительный месяц Intercalans или Mercedonius (22 или 23 дня), получивший свое название от глагола Mercere — увядать. Мерцедониус как бы увядал на два года, а потом вновь появлялся. Право определения его продолжительности согласно закону Мания Ацилия Глабриона, начиная с 191 года до н. э. было полностью предоставлено понтификам.
Годы объединялись в 8-летний период:
1: 12 месяцев или 355 дней
2: 13 месяцев или 377 дней
3: 12 месяцев или 355 дней
4: 13 месяцев или 378 дней
5: 12 месяцев или 355 дней
6: 13 месяцев или 377 дней
7: 12 месяцев или 355 дней
8: 13 месяцев или 378 дней
Всего 2930 дней, это соответствовало году из 366 1/4 дней. Это было больше необходимого, поэтому 7 дней пропускались после 8-ми летнего периода, давая 365.375 дней в год. Но это все только в теории. На практике в обязанности жрецов входило слежение за календарем, но они сильно ошибались, частично по невежеству, частично из-за корысти. В календы полагалось платить долги и проценты. Долговая книга называлась "calendarium" откуда и произошло слово календарь. Понтифики часто злоупотребляли своим положением, произвольно манипулировали длительностью календарного года, сокращая или растягивая его.
По свидетельству Цицерона (106 — 43 гг. до н. э.), пользуясь предоставленной им бесконтрольной властью, понтифики удлиняли сроки пребывания на общественных должностях для своих друзей или за взятку и укорачивали эти сроки для оппонентов. По своему произволу они могли манипулировать также временем уплаты различных налогов. Бороться со своеволием понтификов не пытался никто — слишком уж они были могущественны. Календарь так запутался, что превратился в проблему. Из-за подобной сложности Вольтер отмечал: "Римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случалось". Чтобы устранить этот беспорядок, первый римский император Гай Юлий Цезарь сделал свою знаменитую реформу календаря.